Синология.Ру

Тематический раздел


Типологизация китайских императоров

по книге Сюй Ляньда и Чжу Цзыяня «Китайский императорский строй»
 
Названная работа вышла в Гуанчжоу в 1996 г. и представляет собой достаточно объемное – 607 страниц – исследование различных аспектов существования и развития системы организации и функционирования высшего звена государственной власти в традиционном Китае на протяжении более чем 2000 лет. Она состоит из краткого авторского предисловия и пяти глав: «Происхождение императорской системы», «Император и императорская власть», «Императрица, ее родичи и евнухи», «Наследование престола и порядок управления императорскими родичами», «Общие выводы и суждения о феодальном, деспотическом императорском режиме». Главы делятся на разделы, а те, в свою очередь, на подразделы по тематическому принципу. В частности, в главе второй, озаглавленной «Император и императорская власть» авторы предлагают свою типологизацию китайских верховных правителей. Среди более чем 280 из них, они выделяют такие категории, как «императоры – основатели династий (или же империй)», «императоры – хранители порядков, установленных основателями», «императоры – реформаторы», «императоры, терявшие свою власть», «императоры–разложенцы», «императоры–дети» и «императоры, передававшие при жизни свой престол наследникам».
 
К категории «основателей» авторы относят Цинь Шихуана – основоположника империи Цинь (246–207 гг. до н.э.), объединившей раздробленные до этого царства на территории Китая, императоров Гао-цзу (206–195 гг. до н.э.) и Гуан У-ди (25–57 гг.) из династий Ранняя и Поздняя Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), У-ди (265–289) и Юань-ди (317–322) из династии Цзинь (265–420), Дао-у-ди (386–408), Вэнь-ди из династии Суй (589–604), Гао-цзу из династии Тан (618–626), Тай-цзу и Гао-цзун из династии Сун (960–975; 1127–1162), Тай-цзу из династии Ляо (916–926), Тай-цзу из династии Цзинь (1115–1122), Ши-цзу из династии Юань (1280–1294), Тай-цзу из династии Мин (1368–1398), Ши-цзу из династии Цин (1644–1661), а также не фактических основателей династий, но императоров, много сделавших для укрепления и утверждения новосозданных династий, в частности, Тай-цзун (627–649) из династии Тан, Тай-цзун из династии Сун (976–997) и Чэн-цзу из династии Мин (1403–1424), которых можно считать «закрепителями власти» новосозданных династий.
 
Утверждение почти каждой новой династии часто, в случае существовавшего ранее раскола, сопровождалось объединением территории страны. Но приходя к власти, основатели новых династий иногда прибегали для ее, как они считали, укрепления к раздаче отдельных территорий в уделы своим сыновьям, что не раз приводило впоследствии к внутреннему расколу и междоусобным войнам. В любом случае, главной опорой императорской власти оставался централизованный, детализированный, охватывавший всю территорию страны чиновно-бюрократический аппарат. Утверждение новых династий с применением военной силы не приводило, как правило, к военизации управления страной. Основатели династий чаще всего руководствовались выработанным китайской идеологией принципом, что «сидя на коне» можно завоевать Поднебесную (т.е. Китай), но нельзя управлять ею, «сидя на коне».
 
В качестве примера деятельности «сохранителей» устанавливаемых основателями династий порядков называются для примера пять из двенадцати императоров империи Западная Хань (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.): Хуй-ди (194-188), Вэнь-ди (179–157), Цзин-ди (156–141), Сюань-ди (73–49) и Юань-ди (48–31). Эта категория правителей Китайской империи характеризуется авторами, как и предыдущая, весьма положительно.
 
Императоров-реформаторов в истории Китая было, как считают авторы, не так уж много. Но, тем не менее, к этой категории правителей можно относить Ши-цзуна из династии Чжоу (1115–1089), У-ди из династии Хань (140–87), Ши-цзуна из династии Цзинь (397–418), Сяо-Вэнь-ди из династии Северная Вэй (471–499), Юн-чжэна из династии Цин (1644–1909) и целый ряд прочих императоров. Целью всех этих реформ «сверху» было, по мнению авторов, укрепление императорской власти и сохранение спокойствия в стране ради поддержания существующих феодальных порядков. В той или иной мере такие реформы оцениваются авторами как попытки смягчить сверху нараставшие в стране внутренние противоречия, в том числе и противоречия в самой правящей верхушке. Иначе говоря, появление императоров-реформаторов напрямую связано с обострением внутренних противоречий в обществе.
 
Одной из особенностей реформаторской деятельности некоторых китайских императоров было вводить нечто новое, опираясь на некие старинные считавшиеся традицией «совершенными» образцы. Тем не менее, авторы считают, что реформы «сверху» давали положительные результаты, хотя некоторые попытки таких реформ терпели неудачу. В качестве примера таких неудавшихся реформ приводятся реформы, осуществлявшиеся известным в истории Китая реформатором Ван Аньши при поддержке императора Шэнь-цзуна (1068–1085), а также реформы, предпринятые в 1898 г., вошедшие в историю как «100 дней реформ».
 
Оценивая реформаторскую деятельность в истории Китая, в том числе и активность некоторых императоров я этом направлении авторы отмечают что реформы, в какой-то степени укреплявшие и продлевавшие существовавшие здесь феодальные порядки, не ставили своей целью изменение самой структуры феодального китайского общества и ликвидации «прогнившего», по их выражению, бюрократического режима. Поэтому все эти реформы, как они пишут, носили «печать классовой ограниченности». Хотя вместе с тем здесь отмечается, что реформаторская деятельность диктовалась потребностью «смягчить сверху» нараставшие в стране внутренние противоречия.
 
Императоры, терявшие власть, что влекло за собой падение той или иной из правивших в Китае императорских династий, – это полная противоположность основателям правивших династий. Гибель династии была в каждом случае сопряжена с различными сложившимися на тот момент конкретными обстоятельствами, как внутриполитического, так и внешнеполитического характера. Большинство из потерявших престол в этих обстоятельствах государей были, как считают авторы, людьми весьма заурядных способностей, а некоторые просто страдали умственной ограниченностью. Были и такие, которые отличались неумеренной бесчеловечностью и жестокостью, что вызывало скрытое и переходящее в открытое противодействие и в конце концов вело к падению правящего дома.
 
Что же касается императоров, характеризуемых авторами как «разложенцы» (фу сю – это можно также перевести как «гнилой» или «испорченный»), то авторы подразумевают под этой характеристикой пристрастие того или иного из них к различным порокам – разврату, пьянству и прочим неблаговидным деяниям. С особой силой это проявилось, как считают авторы во время правления императоров из династии Мин (1368–1644); авторы характеризуют подобным образом шестерых правителей из шестнадцати императоров этой династии. Таковыми называются Ин-цзун (1436–1449), Сянь-цзун (1465–1487), У-цзун (1506–1521), Ши-цзу (1522–1566), Шэнь-цзун (1573–1619) и Си-цзун (1621–1627). Особенно отрицательно характеризуется последний из названных правителей, который как считают авторы, вообще не занимался государственными делами, попавшими в руки отнюдь не пригодных к этому дворцовых евнухов.
 
Не часто, но все же были случаи, когда на императорском престоле оказывались дети, иногда даже вынужденно. Иногда – как сыновья выступали самозванцы, например, в 938 г. Иногда провозглашение малолетнего императора было лишь ширмой для реального правителя, т.е. власть малолетнего правителя была лишь прикрытием для того, кто обладал реальной властью. Так, например, в конце династии Цин в начале XX в. от имени малолетнего императора Сюань-туна правила императрица Цы-си.
 
Некоторые китайские императоры, не имея возможности уйти в отставку по старости, в связи с болезнью или же по каким-то другим соображениям принимали титул «отца-императора» (тайшан хуанди). Так поступали, например, императоры Шунь-цзун из династии Тан (805), Гуан-цзу из династии Сун (1190–1194) и другие. Такое положение государя давало возможность, с одной стороны, не отвечать за политические дела, а с другой – оставаться у кормила правления, сохраняя фактически всю полноту власти. Таких прецедентов было 5 в период Северных и Южных династий (375–583), в период династии Тан (618–907) – 4, Сун (960–1279) – 4, Мин (1368–1643) – 1, и Цин (1644–1911) – 1.


Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.